Шляпа никогда не ошибается. Принцип работы сортировочной шляпы
Эссе публикуется с разрешения автора, Esme.
«Иногда, заметил Гарри, шляпа выкрикивала название колледжа сразу же, а иногда она некоторое время раздумывала, прежде чем принять решение».
О чем раздумывает шляпа?
С Гарри она, к примеру, разговаривала. И с Гермионой. А вот желание Малфоя «исполнилось сразу же: шляпа завопила: „Слизерин!“, едва коснувшись его головы». А какое у него было желание? « … я уверен, что попаду в Слизерин, у нас вся семья там училась — ты только представь, каково попасть в Хуффльпуфф, я бы ушел из школы, честное слово…»
Некоторые первоклассники перед сортировкой до ужаса боятся попасть к «дуракам».
«Только не в Слизерин…» — воистину гриффиндорская храбрость! Почему ж не в Равенкло, раз уж ума достаточно? Или Хаффлпаф — противоположность Слизерина? Но Гарри уже сдружился с Роном, а Рон — потомственный гриффиндорец, для него не опозорить честь семьи — самое важное: «А в каком колледже твои братья? — спросил Гарри. — В Гриффиндоре, — ответил Рон. И снова помрачнел. — Мама с папой тоже там учились. Не знаю, что они скажут, если меня зачислят в какой-нибудь другой. Не думаю, что Равенкло много хуже, но представь, что будет, если я попаду в Слизерин».
А вот Гермиона. Она всё-всё прочла про Гарри, про Дамблдора, про Хогвартс и вообще колдунов. Она выучила все учебники наизусть к 1 сентября. Она пришла к Гарри и Рону и начала давать советы и комментарии:
«Вы уже знаете, в каком колледже будете учиться? Я тут поспрашивала, надеюсь, меня зачислят в Гриффиндор, вроде бы он самый лучший; говорят, там сам Думбльдор учился, но, как я полагаю, и Равенкло тоже ничего… В любом случае, сейчас надо бы пойти поискать жабу Невилля».
Так вот, почему она — блестящий ум, на 5 курсе владеющая уровнем «тритонов» — не пошла в Равенкло? Она ведь рассматривала такую альтернативу? Где-то между подвигами Дамблдора и утерянной жабой Невилля. ;)
Да, Шляпа видит первоклашку насквозь. Она анализирует способности, но… распределяет по «желанию». Решение принимает кандидат. Недаром описываются аплодисменты от столов домов: каждый распределенный ученик рад своему распределению. Случай с Гарри — не исключение, а правило.
Итак, для гриффиндорцев главное дружба и смелость, они хотят быть отважными. Равенкловцы хотят быть самыми умными — интеллектуальной элитой. Слизеринцы бредят чистотой расы и превосходством. Хафлпавцы — самый трудный вопрос. Отсутствие тщеславия как жизненный принцип. Это другие факультеты считают, что Хаффлпаф им завидует. Самый умный ученик Хогвартса — Седрик Диггори. Не Равенкловец, не Слизеринец, не Гриффиндорец.
Так и Петтигрю. Трусливый, мечтал о смелости, подленький, мечтал о дружбе. Может, и он познакомился с Поттером и Блеком еще в поезде и тогда захотел быть с этими ребятами, а где — не важно? Или дружба с сильными — самое главное для него.
Роулинг не изобретала новой модели школы или системы образования. Она описывает Школу, как она есть, какова она была всегда. У нас нет такой шляпы, но мы все равно делились на «умников», «крутых», «модных» или «серых мышек». Помните старый американский фильм «Клуб «Завтрак»»? Дети, оставленные после уроков — из разных «домов». Они — ровесники, но никогда бы при других обстоятельствах не сели за один стол. В конце они принимают революционное решение завтракать вместе и отказаться от навязанных обществом каст.
Но Роулинг говорит нам, что дети сами принимают решение делиться на касты. Сами выбирают себе дорогу, переступая порог школы. Потому и «дома», а не факультеты, «свой круг» интересов, а не специфика обучения. Это жизненный выбор, а не развитие уникальных способностей конкретного ребенка.
Так что ум и природные качества шляпа не анализирует. Она анализирует желание, амбиции, мысли. Мы сами выбираем свой путь, шляпа — отвлекающий маневр.
– Аббот, Ханна!
Розовощекая девочка со светлыми косичками, споткнувшись, вышла из строя, надела шляпу, которая тут же съехала ей на глаза, и села. После минутной паузы:
– «Хуффльпуфф»! – объявила шляпа.
______
Опубликовано Esme 1 марта 2004 года на форуме Magical Fellowship.
Хорошая конечно идея, и в книгах об этом упоминаналось, но не все же дети в таком возрасте задумываются о качествах, которые они ценят больше всего. Я в 11 лет например не думала ни о смелости, ни о тщеславии, ни об уме, это я сейчас понимаю, что я пуффендуйка. Поэтому точно были те, кто жалел о своём распределении по прошествии некоторого времени.
Возможно, слово КАСТА в статье не так уж и случайно. Если индусы снимут адаптированную под себя версию:
Гриффиндор — кшатрии (войны);
Когтевран — брамины (руководители и идеологи);
Слизерин — вайшу (торгаши);
Пуффендуй — шудры (просто работящий народ).
Очень классная статья!!!Почему-то я никогда об этом не задумывалась!
Очень интересно
Согласен!!!!!!!!!!
даа всё понятно!
Гриффиндор- смелость, храбрость
Когтевран- блестящий интеллект
Слизерин- хитрость, чистокровность
Пуффендуй- положительные качества(все остальные)
всё просто, но вот попробовать распределить кого-то из своих знакомых по такой шкале оказывается не так просто)
Дааа, я тоже пыталась подогнать многих знакомых под факультеты. И с некоторыми возникли спорные ситуации!
Да, интересный матерьял для раздумья.