Шляпа никогда не ошибается. Принцип работы сортировочной шляпы (теория Esme)

Публикуется с разрешения автора, Esme.

«Иногда, заметил Гарри, шляпа выкрикивала название колледжа сразу же, а иногда она некоторое время раздумывала, прежде чем принять решение».
О чем раздумывает шляпа?

С Гарри она, к примеру, разговаривала. И с Гермионой. А вот желание Малфоя «исполнилось сразу же: шляпа завопила: „Слизерин!“, едва коснувшись его головы». А какое у него было желание? « … я уверен, что попаду в Слизерин, у нас вся семья там училась — ты только представь, каково попасть в Хуффльпуфф, я бы ушел из школы, честное слово…»

Некоторые первоклассники перед сортировкой до ужаса боятся попасть к «дуракам».

«Только не в Слизерин…» — воистину гриффиндорская храбрость! Почему ж не в Равенкло, раз уж ума достаточно? Или Хаффлпаф — противоположность Слизерина? Но Гарри уже сдружился с Роном, а Рон — потомственный гриффиндорец, для него не опозорить честь семьи — самое важное: «А в каком колледже твои братья? — спросил Гарри. — В Гриффиндоре, — ответил Рон. И снова помрачнел. — Мама с папой тоже там учились. Не знаю, что они скажут, если меня зачислят в какой-нибудь другой. Не думаю, что Равенкло много хуже, но представь, что будет, если я попаду в Слизерин».

А вот Гермиона. Она всё-всё прочла про Гарри, про Дамблдора, про Хогвартс и вообще колдунов. Она выучила все учебники наизусть к 1 сентября. Она пришла к Гарри и Рону и начала давать советы и комментарии:

«Вы уже знаете, в каком колледже будете учиться? Я тут поспрашивала, надеюсь, меня зачислят в Гриффиндор, вроде бы он самый лучший; говорят, там сам Думбльдор учился, но, как я полагаю, и Равенкло тоже ничего… В любом случае, сейчас надо бы пойти поискать жабу Невилля».

Так вот, почему она — блестящий ум, на 5 курсе владеющая уровнем «тритонов» — не пошла в Равенкло? Она ведь рассматривала такую альтернативу? Где-то между подвигами Дамблдора и утерянной жабой Невилля. ;)

Да, Шляпа видит первоклашку насквозь. Она анализирует способности, но… распределяет по «желанию». Решение принимает кандидат. Недаром описываются аплодисменты от столов домов: каждый распределенный ученик рад своему распределению. Случай с Гарри — не исключение, а правило.

Итак, для гриффиндорцев главное дружба и смелость, они хотят быть отважными. Равенкловцы хотят быть самыми умными — интеллектуальной элитой. Слизеринцы бредят чистотой расы и превосходством. Хафлпавцы — самый трудный вопрос. Отсутствие тщеславия как жизненный принцип. Это другие факультеты считают, что Хаффлпаф им завидует. Самый умный ученик Хогвартса — Седрик Диггори. Не Равенкловец, не Слизеринец, не Гриффиндорец.

Так и Петтигрю. Трусливый, мечтал о смелости, подленький, мечтал о дружбе. Может, и он познакомился с Поттером и Блеком еще в поезде и тогда захотел быть с этими ребятами, а где — не важно? Или дружба с сильными — самое главное для него.

Роулинг не изобретала новой модели школы или системы образования. Она описывает Школу, как она есть, какова она была всегда. У нас нет такой шляпы, но мы все равно делились на «умников», «крутых», «модных» или «серых мышек». Помните старый американский фильм «Клуб «Завтрак»»? Дети, оставленные после уроков — из разных «домов». Они — ровесники, но никогда бы при других обстоятельствах не сели за один стол. В конце они принимают революционное решение завтракать вместе и отказаться от навязанных обществом каст.
Но Роулинг говорит нам, что дети сами принимают решение делиться на касты. Сами выбирают себе дорогу, переступая порог школы. Потому и «дома», а не факультеты, «свой круг» интересов, а не специфика обучения. Это жизненный выбор, а не развитие уникальных способностей конкретного ребенка.
Так что ум и природные качества шляпа не анализирует. Она анализирует желание, амбиции, мысли. Мы сами выбираем свой путь, шляпа — отвлекающий маневр.

– Аббот, Ханна!
Розовощекая девочка со светлыми косичками, споткнувшись, вышла из строя, надела шляпу, которая тут же съехала ей на глаза, и села. После минутной паузы:
– «Хуффльпуфф»! – объявила шляпа.

______

Это эссе было опубликовано Esme 1 марта 2004 года на форуме Magical Fellowship.

Поделиться ссылкой:Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
Share on Tumblr
Tumblr

Добавить комментарий для Илья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментариев к статье “Шляпа никогда не ошибается. Принцип работы сортировочной шляпы (теория Esme)”: 9

  • Хорошая конечно идея, и в книгах об этом упоминаналось, но не все же дети в таком возрасте задумываются о качествах, которые они ценят больше всего. Я в 11 лет например не думала ни о смелости, ни о тщеславии, ни об уме, это я сейчас понимаю, что я пуффендуйка. Поэтому точно были те, кто жалел о своём распределении по прошествии некоторого времени.

    Ответ
  • Возможно, слово КАСТА в статье не так уж и случайно. Если индусы снимут адаптированную под себя версию:
    Гриффиндор — кшатрии (войны);
    Когтевран — брамины (руководители и идеологи);
    Слизерин — вайшу (торгаши);
    Пуффендуй — шудры (просто работящий народ).

    Ответ
  • даа всё понятно!
    Гриффиндор- смелость, храбрость
    Когтевран- блестящий интеллект
    Слизерин- хитрость, чистокровность
    Пуффендуй- положительные качества(все остальные)

    Ответ
    • всё просто, но вот попробовать распределить кого-то из своих знакомых по такой шкале оказывается не так просто)

      Ответ
      • Дааа, я тоже пыталась подогнать многих знакомых под факультеты. И с некоторыми возникли спорные ситуации!

        Ответ