Мешает ли Гарри Поттер верить? — размышления представителей церкви

Добрый маленький волшебник по имени Гарри Поттер стал не только кумиром для малышей, обитающих в самых разных уголках света, но и мишенью для беспощадной критики литературоведов и психологов, педагогов и теологов. Внешне безобидное детское чтиво неожиданно для многих стало объектом живейшей дискуссии, приобретшей особо острый характер после того, как ряд служителей церкви обвинил авторов бестселлеров и блокбастеров едва ли не в пропаганде оккультизма и сатанизма. Неужели из читателя саги о юном колдуне не может вырасти добрый христианин? Можно ли считать «поттериаду» образчиком антихристианской культуры? На эти, как выяснилось, отнюдь не риторические вопросы отвечает представитель церкви, Михаил Димид, директор Института Церковного Украинского Католического Университета.
В христианском мире, в котором любовь является первейшим законом и мерилом жизни, вера и культура взаимосвязаны, но не взаимозависимы. В праведном понимании своего отношения к культуре христианин, хотя и не видит грани между верой и культурой, но чувствует различие. Это значит, что культура, как и все прочие сферы человеческого бытия, имеет свою автономию развития. Однако культура в глазах христианина должна всегда оцениваться с точки зрения нравственности и в свете веры.

Существует еще так называемый христианский фундаментализм, отвергающий все нехристианское, усматривая в нем не Божье провидение, действующее и по законам Старого Завета, а антихристианскую действительность, с которой необходимо бороться, поскольку она угрожает самому христианскому бытию. Фундаменталисты считают, что любая культура должна иметь религиозные истоки. Если культура исходит из религии или если она явным образом упоминает Бога, то это — культура. В противном случае — это идущая от дьявола антикультура, и ее необходимо одолевать. Здесь мы имеем не разграничение, а слияние культуры и религии.

Существует в нашем мире и третья точка зрения на связь между религией и культурой, предлагаемая атеистами или свободно мыслящими лаицистами. Состоит она в том, что религия и культура никак не связаны. В нашем мире культура первоначально развивалась исключительно на основе религии, в христианских общинах при храмах. Затем на Западе после Французской революции, а в Украине — после Октябрьской, начала развиваться параллельно с религией. Постепенно культура становилась идеологической и меркантильной вместо того, чтобы быть миссионерской и просветительской. Фундаменталист будет отвергать любую модернистскую и постмодернистскую культуру, поскольку ее создание не основывается на религии. Подобное видение мира, если оно последовательно, обрекает фундаменталиста на своеобразное «гетто», т.е. на использование очень ограниченной культурной продукции в религиозной сфере.

Отсюда проистекают некоторые современные оценки творчества г-жи Ролинг, основывающиеся на ее вере или неверии. Эти оценки сразу же проецируются на ее творчество, указывают на не понравившийся жанр. Возьмем для примера произведение «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина. Его не подвергают критике, поскольку он себя заявляет христианином. Однако в его творчестве нет ничего христианского, а лишь стремление творить альтернативные миры, в которых, с точки зрения старшего поколения, мало сходства с миром, в котором воплотился Сын Божий.

Вторым аргументом против г-жи Ролинг и ее Гарри Поттера является то, что она пропагандирует магию-колдовство. На самом деле здесь нет альтернативы, поскольку в основе наших сказок и детских рассказов лежит колдовство, чудеса, и на этих историях вырастали нормальные дети, у которых формировались положительные жизненные ориентиры. Вот несколько книг, прочитанных моими детьми — 9-летней Климентией и 7-летним Артемием. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен, «Алиса в Стране чудес» Льюис Кэрролл, Памелы Трэвэрс, «Приключения Чипполино» Джанни Родари, «Необыкновенные приключения Али» и «Путешествие в страну Сяк-Таков» Галины Малик… Здоровым детям доступен литературный язык этих произведений, они их интерпретируют надлежащим образом и не воспринимают как отражение реальности.

Не стоит даже говорить о том мире магии или оккультизма, в который погружают читателя эти рассказы. Этот мир давно проник и на наши телеэкраны. Проблемная молодежь не читает Гарри Поттера, а больше восхищается боевиками, фильмами, в которых присутствует секс, наркотики и насилие. Возможно, этой молодежи помогли бы рассказы г-жи Ролинг, увели бы их в фантастический мир, где они постигали бы язык волшебства, посредством которого народная мудрость уже веками воспитывает детвору и молодежь в духе рыцарских ценностей, любви и справедливости.

Возможно, кому-то из старших не нравится в рассказах г-жи Ролинг современный язык ее волшебных сказок? Но ведь дух остается таким же, как и господствующий в сказках детства старшего поколения землян.

Если рассматривать рассказ о Гарри Поттере с нравственной точки зрения, то наблюдается очень четкая картина. В постмодернизме уже нет абсолютного добра и зла, он вместо единственной правды предлагает разные правды. В нашем же случае существует четкое размежевание добра и зла. Ведь добро и зло не бывают черно-белыми, в действительности они всегда содержат примеси иных цветов. Гарри Поттер может преодолеть зло, встречающееся ему в самых разных формах лишь благодаря тому, что он начинает распознавать зло в себе и осознает необходимость непрестанной борьбы с ним. Это словно состояние постоянного напряжения, связанного с пониманием того, что в нас постоянно присутствуют и добро, и зло. К этому и сводится самосовершенствование человека, равно как и магия, которая в данном случае совершенно безобидна и может положительно интерпретироваться в качестве метафоры личностного роста, помогающей преодолевать препятствия.

Христианские ценности, каковыми являются милосердие, любовь к ближнему, чрезвычайно важны в рассказах о Гарри Поттере. Ценность их в том, что они могут послужить формированию у нашей молодежи этих ориентиров, столь остродефицитных сегодня. Необходим сильный сигнал, который помог бы детям и молодежи по-новому взглянуть на материальный мир с доминирующим в нем и всюду пускающим свои корни эгоизмом. Смысл борьбы героя рассказа с никчемным Волдемортом — это пример извечной борьбы добра и зла, утверждение того, что христианские ценности все еще живы.

Мои дети в своих дневниках немало строк посвятили впечатлениям от знакомства с колдуном Гарри. И главным для меня было то, что словам «друзья» и «добро» в этих полуисповедях отводится намного больше места и придается намного большее значение, чем, например, словам «колдовство» или «заклинание». Это, по моему мнению, лучший ответ утверждающим, что эта книга учит юные души злу.

Очевидно то, что это сказка не о добром «Лисе Никите» Ивана Франко, но сказка, близкая современным детям. Поэтому чрезвычайно важно спокойно относиться к гарри-поттерскому чтиву, которое не должно болезненно втягивать детей в гигантский сериал, создателей которого интересует исключительно прибыльный бизнес. При таком водопаде слов важно сохранить у ребенка ценность и красоту слова, образа, чтобы иметь время на личное переживание прочитанного, чтобы христианский ребенок нашел ответ на жизненные проблемы. Хотя в эпоху телевизионных сериалов «сказки с продолжением» имеют свой смысл, поскольку в определенной степени противостоят телевидению, поощряя детей к чтению.

Поэтому разумные родители, интеллектуалы, христиане будут оберегать своих детей от «всеядности» и чрезмерного увлечения литературой не самой высокой пробы, будут искать возможности развития в их детях творческого начала, таланта. Помогая детям самостоятельно ориентироваться в масс-культуре и критически воспринимать ее, можно сохранить в их душах уникальный мир, заложенный Творцом.

Михаил ДИМИД
(директор Института Церковного Украинского Католического Университета)

Источник: Зеркало Недели

Поделиться ссылкой:Share on VKTweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+Share on Tumblr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Скопировать