В начале был Гарри Поттер…

За время шумного царства Гарри Поттера у мальчика со шрамом на лбу появилось не только множество поклонников, но и некоторое количество недоброжелателей. Эти последние с ворчанием и апломбом реагируют на повсеместное распространение романов Роулинг, объясняя успех книги ее глобальной PR-кампанией и не менее глобальным безрыбьем на рынке детской книжной продукции. Но, что бы ни говорили скептики, с «Гарри Поттера» начался новый этап в детской литературе — и это очень чувствуется при взгляде на книжные прилавки.

Главное открытие, которое сделала Роулинг: детская книга может быть прибыльной. Идею тут же подхватили бизнесмены от литературы по всему миру, и особенно в России. Если в 1990-х российские издательства на детях отдыхали, теперь они на детях зарабатывают. Обилие красивых и таинственных обложек, словно пирожки из сказки про Алису, уговаривают: «Съешь меня!» Будто из рога изобилия на российский рынок вывалились новые детские книжки, пусть не в многообразии, но, по крайней мере, в большом количестве. Наивно думать, что этот бум с Поттером не связан: в каждой второй аннотации предлагаемый текст сравнивается именно с шедевром Роулинг.

То мы имеем дело с книгой, «побившей рекорды популярности Гарри Поттера», то с романом, получившим ту же премию, что и ‘Гарри Поттер’. На худой конец, книжка позиционируется просто как «не менее увлекательная» или «столь же захватывающая». А приходящие в магазин родители, не мудрствуя лукаво, просят продавцов подобрать для их отпрысков «что-нибудь вроде».

«Чего-нибудь вроде» на полках действительно найдется немало. Речь даже не об откровенных пародиях и плагиатах, типа «Тани Гроттер» или «Порри Гаттера», а об авторах, добросовестно пытающихся создать нечто свое и непохожее. Словно навязчивая мелодия, история Поттера прицепилась к большинству детских писателей, и они вольно и невольно воспроизводят в своих книгах тот или иной пассаж, отдельные детали, характеры персонажей или сюжетную конструкцию.

Иногда влияние Поттера чувствуется абсолютно отчетливо, как в «Книге звезд» Эрика Л»Ома. Очередной хлипкий мальчик-сирота (мать Гиймо, правда, жива, а вот отец запропастился невесть куда) обнаруживает недюжинные таланты в магии и становится учеником колдуна. Гиймо — мальчик необычный, и его персона привлекает того, чье имя не принято произносить вслух, а именно Призрака — очень опасного парня из другого мира. Стоит ли говорить, что Гиймо пренебрегает предостережениями старших и отважно вступает и втягивает своих друзей в поединок с плохими ребятами, которым, разумеется, не удается справиться с маленьким, но очень способным волшебником? В свете такого сюжета про декорации говорить уже не слишком интересно. Ну да, придумал Эрик Л»Ом три мира: Надежный, Ненадежный и страну Ис, в которой и живет мальчик Гиймо. Ну смешал он в Ис приметы Средневековья с чертами современного нам мира. Что с того? Все равно ведь получились вариации на тему Поттера.

По схожему пути пошел и Джонатан Страуд в «Амулете Самарканда». Опять худенький мальчик без родителей обучается колдовской науке. Он тоже спасает мир, вступив в заведомо неравную борьбу. Только в «Амулете Самарканда» дело происходит в Лондоне, где рука об руку живут маги и простолюдины (так и хочется сказать «маглы»). Впрочем, «Амулет» совсем не дословно повторяет Поттера. Основное занятие магов в мире Страуда — вызывать разных демонов, так что первая сцена романа напоминает скорее «МИФическую» серию Роберта Асприна: могущественный джинн Бартимеус является неопытному Натаниэлю. Собственно, главный герой книги Страуда и не мальчик вовсе, а джинн, чье имя вынесено в название трилогии. Но мальчик тоже не последнюю роль играет, и очень уж он похож на Поттера, как характером, так и судьбой.

Обилие маленьких и очень несчастливых волшебников, находящих утешение в больших чудесах (вплоть до спасения мира), не может не удручать. Появление подобного персонажа убивает даже такую добротную, не лишенную остроумия и фантазии книжку, как «Амулет Самарканда». Будто уже и нельзя написать детскую фэнтези без «ученика чародея». Но такими лобовыми заимствованиями влияние Поттера на современную литературу не исчерпывается. Например, в «Новобранце» Роберта Маркмора никаких волшебников и в помине нет. Есть же отряд британской разведки под названием «Херувим» — организация, состоящая из детей-шпионов. Дальше — по привычной схеме. Хлипкий подросток-сирота будет уже готов вляпаться в неприятности, когда попадет в «школу волшебства», где его научат, как стать суперменом. После длительных тренировок, занятий и тяжелых испытаний Джеймсу Чоуку наконец представится шанс спасти мир. Именно ему — из многочисленной организации — выпадет такая возможность, хотя, на первый взгляд, он ничем не превосходит, а скорее даже уступает своим друзьям по «Херувиму». Но в нем есть нечто этакое, что ставит его выше девочки Керри и мальчика Брюса, более опытных и во всех отношениях умелых учеников. В общем, он — Гарри Поттер.

Оставив в стороне литературоведческий снобизм, заставляющий искать в любой книге новаторство, можно отметить, что все три вышеперечисленные книги увлекательны, занимательны и вполне качественны. Каждая из них доставит читателю (возможно, даже взрослому) определенное удовольствие и, с большой долей вероятности, вызовет желание прочитать продолжение («Книга звезд» и «Амулет Самарканда» заявлены как первые тома трилогий, да и за «Новобранцем» наверняка последует сиквел). Таких книг — увлекательных, добротных, многотомных и вторичных — появляется с каждым днем все больше. И за это, с иронией или без, стоит поблагодарить Джоан Роулинг. Дело не в образе маленького волшебника: «ученики чародеев» и раньше неоднократно появлялись в литературе, да и «сказку про Золушку» не Роулинг придумала — эта эффектная сюжетная конструкция давно нещадно эксплуатируется в литературе и кинематографе. Что сделала Роулинг, так это наглядно продемонстрировала, как применить испробованные во взрослой литературе приемы в детских книгах.

Итог незамысловатого заклинания прост: на рынке детской литературы появились горы детского чтива. В разноцветных стопках найдутся книги умные и глупые, качественные или не очень, но в массе своей — от «33 несчастий» до «Темных начал» — они лишены какой-либо художественной ценности и самобытности. Роулинг, конечно, не виновата. Она-то написала книгу яркую и талантливую. Кто ж знал, что маленький волшебник разбудит темные силы, дремлющие в недрах издательского бизнеса, и запустит механизм клонирования детского палп-фикшн. Да и плохо ли это, в самом деле? Может, с малости нужно приучать детей к взрослой читательской жизни, которая проходит в бесконечном поиске редких ценных камешков в груде блестящей бижутерии, заполняющей шкафы современных книжных магазинов.

Источник: ГАЗЕТА.GZT.RU

Обсуждение: Пародии на Гарри Поттера: Таня Гроттер….Лучше оригинала?

Поделиться ссылкой:Share on VKTweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+Share on Tumblr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментариев к статье “В начале был Гарри Поттер…”: 12

  • Таня Гроттер засоряет общество!
    Идея на бумажонку(заметьте не книгу,ЭТО не заслуживает уважения)взята из Гарри Поттера,народных сказок.
    Хотя Склеппи права.
    Кстати,поговаривуют,что у Емца орава детей и их нечем кормить,вот почему он написал Гроттер…Господин Емец лучше бы работали актёром,он из вас получился лучше чем писатель.

    Ответ
  • А я думаю,что Гарри Поттер и Таня Гроттер и в правду разные книги.Таню лучше читать летом,она очень весёлая, и заряжающая пазитивом.Гарри больше для того чтобы размышлять,в нём есть глубинный смысл,своеобразный подтекст.У Роулинг лучше получилось создать тот магический уют каридоров Хогвортса,куда мечтают попасть миллионы детей.Емец же придумал море убойных фразочек,некоторыми из них я сама пользуюсь в повседневном обиходе,но у его книг есть и недостатки,в некоторых ситуациях Таня ведёт себя глупее Гарри,но у героев Емца в старшем возрлсте любовь более живая чем у Роулинг между Гарри и Джини или Роном и Герми,но на мой взгляд Емец сам разжёг войну,введя в книгу Гурия Пупера(Гарри Поттера)его тётю Настурцию(Петунью)и тётю чьё имя боятся произносить магвакаты(сама Дж.Роулинг),причём в его книгах они выглядят полными идиотами.Но если смотреть на Таню Гроттер как на пародию,то это самая лучшая из них.

    Ответ
    • А можно примеры фраз? Вряд ли я буду читать Таню Гроттер, но вот интересно, что там придумали :)

      Ответ
  • Да,да,да! Полностью согласна с Death note!!! И вообще оставте Гаррика в покое! Это самая лучшая книга и ни какая больше с ней не сравнится!:)))

    Ответ
  • Анютка, ты говоришь, что читала Таню Гроттер, я тоже читала… Правда с ужасным отвращением, причем мне тогда Гарри Поттер не нравился, эта книга — дешёвка, действительно фанфик, я сама такие пишу ^__^.
    Где ты там откопала умные фразы?!! Я в шоке, какой же у тебя уровень развития интеллекта, раз для тебя ЭТИ фразы показались умными. Такое впечатление, что эту книгу писала девочка лет 13 не больше.

    «кстати, и пишет Емец намного быстрее и увлекательнее.. ну увлекательнее по крайней мере для меня»

    Вот по этой фразе люди уже должны все понять.
    Быстрее? Оно и видно глядя на результат…
    «Увлекательнее по крайней мере для меня» — А сколько тебе лет? 10, 13, 14?
    То, что ты написала в «своем» умном тексте — рецензия на Гарри Поттера(надеюсь ты знаешь такое слово). В этом я полностью согласна с alenKa.

    «и еще.. чтобы убедиться, что это самостоятельные произведения, и что автор не плагиаторщик, прочитайте ддругие его серии.. Цикл “Мефодий Буслаев”, Цикл “Мутантики”, Цикл “Космический пират Крокс”, “Страшилки” и другие..»
    Эта фраза убила, у автора видимо словесный понос…
    Глядя на названия этих произведений, можно точно утверждать, что ничего хорошего они из себя не представляют.
    Кстати Мефодия Буслаева я читала в 11 лет, тогда он мне понравился (снова открывается вопрос о твоем возрасте), но больше одной книги я прочитать не смогла, не буду говорить, что это бред, это просто дешевенький фанфик на фэнтези-тему, фанфик и только фанфик!
    И с Гарри Поттером ни одна из таких породий в жизни не сравнится, хотя бы потому, что как мы все видим, еще не один фанфик подобного рода, не вышел на уровень Джоан Роулинг.
    И мне кажется, что чтобы такое написать, надо не только не читать Гарри Поттера, а иметь о нем, ну очень поверхностные знания.
    Все я закончила свою мыслю^^

    Ответ
  • Анютка,ты даже описываешь книги Емца также, как описывают книги о Гарри Поттере.»теперь в общих чертах.. в серии Таня Гроттер все герои ведут себя, так же , как и обычные люди.. совершают такие же ошиьки.. влюбляются.»
    «…Книги нетолько увлевательны, но и познавательны.. в каждой книге, чуть ли не на каждой странице, есть умные фразы, над которыми стоит задумываться..есть много шуток..даже сборники с шутками, пословицами и вразами Емца выпустили..
    эти книги любят и взрослые.. и не надо говорить, что они детские..»
    …О чем тут вообще рассуждать? Сюжет этих книг даже не «возможно похож»! Он тот же самый:)

    Ответ
    • тогда нечего заходить на этот сайт!
      А меня раздражают люди,которые его даже не читали и говорят: ОТСТОЙ!

      Ответ
  • кстати, и пишет Емец намного быстрее и увлекательнее.. ну увлекательнее по крайней мере для меня

    Ответ
  • Знаю, новость стараю, но все равно я выскажусь..
    Таня Гроттер — это не плагиат, не пародия, и уж тем более не фанфик
    насчет плавгиата.. не знаю кто эту сатью писал, но наверняка в этом участвовала и сама Роулинг(надеюсь правильно написала?).. и вот первое.. если книга имеет сходство с название Поттера, то это еще ничего не значит..
    второе.. интересно сама Роулинг, перед тем как об этом заявлять читала хотя бы 2-3 книги из этой серии??? если она так написала, то значит не читала.. те, кто читал прекрасно знают, что книга ПОЛНОСТЬ написана самостоятельно..ни одной фразы, ни одного действия не повторялось.. я перечитывала по 5 раз(как бы не больше) каждую книгу, и могу об этом говорить с увереностью..
    насчет пародии.. да, возможно сюжет (ну там типа оба сироты, и находяться на воспитании у родственников.. или то, что у нее тоже оказывается есть магический дар) схож. в этом я не спорю.. но это тока начало..дальше НЕТ ни одного сходства.. это тока первая книга.. во всех последующих свой сюжет, своя история.. да насчет истории.. даже в первой книги все, что происходило отличается от Поттера.. и еще.. то, что здесь Девочка — Таня, а не мальчик, как вовсех других произведениях уже говорит о многом..
    теперь о фанфиках.. какие фанфики??? фанфики в основном даже в продажу не выходят.. а здесь?? да эти книги уже ушли за пределы России.. их переводят на разные языки для разных стран..
    теперь в общих чертах.. в серии Таня Гроттер все гери ведут себя, так же , как и обычные люди.. совершают такие же ошиьки.. влюбляются..
    родители покупают именно Таню, а не Гарри, потому что книги нетолько увлевательны, но и познавательны.. в каждой книге, чуть ли не на каждой странице, есть умные фразы, над которыми стоит задумываться..есть много шуток..даже сборники с шутками, пословицами и вразами Емца выпустили..
    эти книги любят и взрослые.. и не надо говорить, что они детские..
    и еще.. чтобы убедиться, что это самостоятельные произведения, и что автор не плагиаторщик, прочитайте ддругие его серии.. Цикл «Мефодий Буслаев», Цикл «Мутантики», Цикл «Космический пират Крокс», «Страшилки» и другие..
    люди, не надо оценивать книги, тока по названию или по первой книге, если вы прекрасно знаете, что есть продолжение..а если вы так оцениваете книги, то пожалуйста, не надо тогда писать о том, о чем вы не знаете..

    Ответ
  • В статье было написано:

    ««Чего-нибудь вроде» на полках действительно найдется немало. Речь даже не об откровенных пародиях и плагиатах, типа «Тани Гроттер» или
    «Порри Гаттера»»

    Таня Гротер и Порри Гаттер это не плагтаьы, а
    фанфики. Детские писатели написали
    это как фанфик. Подражание, пародия.
    Сейчас берут сюжеты не всегда из книга
    Дж. К. Роулинг. Например, книги
    Э. Успенского. Мальчик дядя Федор,
    он никого не спасает, он просто живет.
    А вот сюжет книг Л. Бесона уже
    похож.

    Ответ


Скопировать