Удивительные иллюстрации Мэри Грандпре к книгам о Гарри Поттере

Мэри ГрандПре начала рисовать с пяти лет. Все началось с эскизов диснеевских персонажей, а потом она стала рисовать мир вокруг себя. «Именно такой совет я и даю детям. Я говорю им изображать то, что их окружает, и всегда держать при себе маленький блокнот для зарисовок. Рисуйте то, что видите рядом. Это не обязательно должно быть чем-то большим или прекрасным».

Художественный талант Мэри передаёт образы мира Гарри Поттера, превращая их из слов в изображения. Сейчас она проживает в Миннесоте со своим мужем, Томом Касмером, и собакой по кличке Чоппер, метисом трех пород: сенбернара, пастушьей собаки и лабрадора. «Он бы точно понравился Хагриду, будучи смесью таких гигантских пород» — заметила Мэри.

Её первой работой в иллюстрации детских книг была «Чин Ю Мин и рыжая кошка», опубликованная другим издательством, «Рандом Хаус». Когда Дэвид Сейлор из издательства «Схоластик» увидел эту книгу, то понял, что именно Мэри Грандпре должна работать над «Гарри Поттером». Сейчас карьера Грандпре посвящена работе над иллюстрациями в книгах для детей.

«Мы с Дэвидом Сэйлором искали подходящего художника-иллюстратора, просматривая большое количество образцов с рисунками и готовых книг», — рассказывает Артур Левин, американский издатель и редактор книг о Гарри Поттере. «Мы вытаскивали всё подряд с полок, высматривая настоящего мастера с волшебным талантом. Я помню, как мы обнаружили книгу с иллюстрациями Мэри, и как мы с Дэвидом посмотрели друг на друга – по лицу каждого из нас было понятно, что мы нашли того самого человека, которого и искали. И мы оказались правы — какой замечательный выбор!»

Сама Мэри в одном из интервью призналась, что сначала у неё не было времени на книгу о мальчике-волшебнике. У неё было много работы по другим проектам. Однако Дэвид Сэйлор спросил, передумает ли она, если он вышлет текст самой книги. Книга настолько понравилась Грандпре, что она решила, что найдет для неё место в своем расписании. А тут есть карманные фильтры.

Мэри также работает над фильмами. Для фильма «Муравей Антц» она нарисовала сцены над землёй с точки зрения жука. Кроме того, они с мужем работают и над собственными детскими книгами.

Представляем вам перевод интервью с Мэри.

Откуда вы берете идеи для работы над иллюстрациями? Получали ли вы какие-нибудь инструкции от Дж.К.Роулинг?
Мэри: Нет, я не общалась с Роулинг. Я вела работу с арт-директором «Схоластик», Дэвидом Сейлором, который показывал ей мои эскизы. Само издательство придерживается следующего принципа: писатель и иллюстратор должны работать независимо друг от друга.

Почему так?
Мэри: Это позволяет каждому из них делать свою работу чётко и ясно, как мне кажется. Издательство не хочет видеть смеси большого количества разноплановых творческих идей, из-за которых всё видение становится мутным. Когда Джоан пишет книги, у неё есть свои представления о том, как всё должно выглядеть. Потом я, как иллюстратор, создаю собственные представления по мере того, как читаю книгу. Идеи вдохновлены её произведениями. Я читаю каждую книгу перед тем, как рисовать иллюстрации — понятия не имею, как это можно делать иначе. Поэтому я обращаю пристальное внимание на всё, что она создаёт в своей работе — описания, атмосферу, место действия. В её книгах можно найти настолько подробные описания, что они дают иллюстраторам широкий горизонт для работы. Такие иллюстрации создавать довольно легко — читаешь книгу и потом берёшь в руку карандаш.

Что насчет внешнего вида Гарри? Где-то я прочитал, что некоторые из его внешних характеристик вы позаимствовали у себя самой.
Мэри: Когда пришло время рисовать первый портрет Гарри, мне пришлось довольно быстро принимать решение о том, как он должен выглядеть во всех деталях. У меня не было моделей-натурщиков, которых я бы могла использовать, чтобы нарисовать портрет в такие короткие сроки — за два дня. Поэтому я позаимствовала какие-то черты у себя самой и добавила свои представления о том, как могут выглядеть мальчики такого возраста. Так что можно сказать, я начала с себя, но это было лишь стартовой точкой для того, чтобы создать образ Гарри.


Как вы меняли облик Гарри с каждой книгой, когда он становился старше?
Мэри: Этот каверзный вопрос возникал с каждой книгой и был своего рода игрой-угадайкой. Что может сделать мать-природа в течение года или двух? Это было и вправду настоящим угадыванием. Заточить или смягчить подбородок? Вы же знаете, даже самое малое отличие в деталях имеет огромное влияние на общий внешний вид.

В одном из интервью Мэри заметила, что могла бы изобразить Гарри и в 30, и в 60 лет. Конечно, это потребовало бы большого количества черновых эскизов, но чем больше она рисовала Гарри, тем точнее она видела его в своей голове.


Сколько времени нужно, чтобы проиллюстрировать такую книгу, как «Гарри Поттер и Орден Феникса» — больше 800 страниц?
Мэри: Объёмные книги я читаю довольно долго, потому что я в принципе не лучший чтец. Как только я дочитаю книгу, мне нужна примерно неделя, чтобы подготовить эскизы обложек, и еще пару недель, чтобы сделать эскизы для каждой из тридцати с чем-то глав. После этого я перехожу к финальной отрисовке изображений. По времени это занимает где-то десять дней для завершения обложки и три недели для окончания работы над рисунками к главам. В сумме выходит пара месяцев.


Как Вы можете сравнить «Гарри Поттер и Орден Феникса» с остальными книгами?
Мэри: Я бы сказала, что она соответствует его возрасту. В 15 лет у Гарри наступает переходный возраст, так что, по моему мнению, в книге это хорошо отображается. И на обложках тоже. А как бы я ей оценила? Скажу только, что она является достойным продолжением предыдущих четырех частей. Во многих смыслах эта книга стоит отдельно от других, но она продолжает четвёртую книгу. Можно сказать, что эта книга – еще одна удивительная часть жизни Гарри.


Что Вам больше всего понравилось в работе над серией о Гарри Поттере?
Мэри: Я могу сказать, что больше всего в работе над этой серией мне понравилось быть вовлеченной в эту по-настоящему чудесную историю об удивительных персонажах. Дж.К.Роулинг – одаренный писатель, поэтому работа над иллюстрированием ей книг — занимательное и весёлое дело. В её книгах можно найти столько идей для зарисовок. Так что можно сказать, что лучшее в работе над «Гарри Поттером» — иметь столько замечательного материала.

Кто, помимо Гарри, является Вашим любимым персонажем книг?
Мэри: Думаю, это Хагрид. Он напоминает во многом моего отца – всегда готов защитить, надежный друг. Также Хагрид похож на мою замечательную собаку, которая готова защищать свою хозяйку как никто другой.


Можете ли Вы рассказать о своем рабочем дне во время процесса иллюстрирования?
Мэри: Когда я себя хорошо чувствую, то начинаю работать с 9 или 10 часов утра, а потом работаю с перерывами в течение всего дня. Студия располагается в моем доме, так что время от времени я отвлекаюсь на какие-то бытовые вопросы. Работаю я по мере сил, часов до 8 или 9 вечера. Если есть возможность, берусь за работу в выходные или праздники. Это сумасшедшее расписание. Но вcё, что мне нужно – это уйти вглубь дома и работать, пока есть силы.


TIME: Не могли бы Вы подробнее рассказать о процессе разработки иллюстраций для каждой из книг?
Мэри: Я придумала для себя такую систему: я читаю и выделяю описания — персонажей, интересных сцен — различными цветами. Потом я могу быстро пролистать книгу, чтобы найти нужный момент по определённому цвету. Самые первые рисунки — черновые, карандашом на кальку. Далее я начинаю рисовать эскизы поверх, снова и снова, пока не почувствую, что персонаж изображен идеально. Это много рисунков и перерисовок. Необходимо обращать внимание на каждое слово и описание, поскольку фанаты мира Гарри Поттер очень придирчивы, а если я упущу хоть какую-нибудь деталь, то уже на следующий день это будет всем известно.


А Вам встречались обозленные фанаты, пытающиеся высказать вам, что вы испортили иллюстрации или же что они изобразили бы по-другому?
Мэри: Не очень много. В интернете попадались обсуждения, где не все были рады моей работе, потому что сами видели определённые вещи не так, как я. Я прочитала несколько из них, но потом перестала. В конце концов, я сделала все, что было в моих силах, самым лучшим образом. Но давление было высоким, поскольку эта серия всегда была в центре внимания. Тем не менее, страстные фанаты всегда признают хорошую работу. Я получила много замечательных писем от довольных фанатов.


Повлияли ли фильмы на Ваше видение персонажей?
Мэри: Я старалась держаться подальше от просмотров фильмов. Теперь, когда вся серия книг выпущена, я могу смотреть фильмы и получать от этого удовольствие, поскольку они уже никак не помешают образам в моей голове.


На Ваших обложках всегда есть подсказки того, что будет книгах, но при этом они никак не раскрывают сюжет. Было ли сложным сделать это?
Мэри: Было немного, но это и довольно забавно – так дразнить читателей, подогревая их интерес какими-то подсказками.


Каково быть одним из крошечного количества людей, которые знают, что будет дальше, пока остальная часть мира ожидает в предвкушении?
Мэри: Я чувствовала себя как-то даже привилегированно. И мне пришлось быть очень осторожной, чтобы никто не узнал, что у меня есть рукопись. Я заставила мужа поклясться, что он никому не скажет. Это очень, очень серьезный бизнес. Где-то начиная с четвертой или пятой книги, как только появлялась рукопись, кто-нибудь из сотрудников «Схоластик» вылетал с рукописью, а мне нужно было их встречать. Это всегда ощущалось как некая тайная встреча.


Сколько человек знали заранее, что произойдет в книге?
Мэри: Не знаю. Думаю, человек 8-10.


Пытались ли люди выудить информацию от вас?
Мэри: Ну, иногда. Не очень часто. Мои друзья и семья всё понимают, они даже не особо говорили со мной на эту тему: ведь это часть моей работы и существует соглашение о конфиденциальности.


Как окончание серии состыковывается с Вашими собственными ожиданиями?
Мэри: Я считаю, это был хороший способ закончить серию. Я могу сказать, что это моя любимая книга из семи, так же, как и любимая для иллюстрирования.


Какой совет Вы бы могли дать детям, которые хотели бы стать художниками?
Мэри: Первое и самое главное – им нужно позволить рисовать так, как им хочется. Получать удовольствие в процессе рисования очень важно, а рисовать то, что ты хочешь, этому помогает. Когда ты рисуешь то, что тебе нравится, ты счастлив больше, чем если тебя заставляют рисовать то, что хотят другие люди и что тебе безразлично. Также я бы посоветовала стараться отыскать свою свободу. Сейчас, когда я что-то рисую, я пытаюсь вернуться в детство, чтобы понять, что я чувствовала бы в то время. После работы с арт-директорами на протяжении длительного времени и находясь постоянно под контролем общества можно забыть, что это такое – быть свободным. Но быть счастливым всё еще можно, может быть, уже не так, как раньше – так что я предполагаю, что посоветовала бы детям не терять чувство свободы и получать удовольствие от рисования, пока это еще возможно.

Источники: статья издательства «Схоластик»статья TIME

Перевод: Karolina

Специально для Русского Клуба Гарри Поттера

Комментариев к статье “Удивительные иллюстрации Мэри Грандпре к книгам о Гарри Поттере”: 2

  • А где иллюстрации-то художницы? От Гранпре были только обложки у Схоластик и Росмен.
    Она только теперь закончила всю серию?
    Опубликовали бы с её иллюстрациями все 7 книг (да еще бы в переводе Росмен! — сладкая мечта фаната)))

    • Мы выяснили, что в России совсем не знают эту художницу, и решили это исправить. Даже фанаты думали, что «Росмэн» сам рисовал обложки.

      А вообще эту серию она закончила уже давно, показывает на выставках. Почему не публикуют переиздание с её иллюстрациями — хороший вопрос :))

Обсуждение закрыто.