Поттеромания лечит фобии
Пока европейские и американские дети наслаждаются новой серией фильма про мальчика-волшебника Гарри Поттера, взрослые дяди и тети — психиатры, психологи, физиологи — развернули целую научную дискуссию о том, полезны ли подобные фильмы неокрепшей психике ребенка или, напротив, вредны. Статью об этом опубликовал свежий номер журнала USA Today.
Последний фильм о всемирно известном мальчике, созданном фантазией Джоан Ролинг, называется, как и книга, «Узник Азкабана». Гарри в нем доблестно сражается со своими страхами — страшным преступником, который охотится за ним, предзнаменованиями собственной смерти и безумными светящимися тюремными охранниками, которые обладают странной властью над ним. В конце концов храбрый мальчик побеждает собственные страхи и, как всегда, становится еще сильнее.
Какие ощущения возникают у детей, валом валящих на фильм с любимым героем?
— На первый взгляд это фильм про маленьких ведьм, волшебников и прочую магическую публику, — анализирует клинический физиолог Сид Браун. — Но на самом деле он учит тому, как проявить устойчивость и гибкость в самых сложных ситуациях.
В одной из самых важных сцен профессор Люпин учит маленьких волшебников делать видимыми свои самые потаенные страхи, а затем представлять их в смешном и нелепом виде. Ближайший друг Гарри рыжий Рон представляет свой страх в виде цилиндра, бегающего на длинных паучьих лапах. Ужасный профессор Снэйп превращается в горбатую старушенцию в самых дурацких одежках. А шипящая гадюка оборачивается печальным клоуном.
— Видимый образ того, чего боишься, и чувство юмора — лучший способ помочь детям избавиться от своих страхов, — уверен детский психолог Лоуренс Шапиро, автор популярной на Западе книжки «Тайный язык детей». Но вот Майкл Броуди, детский психиатр и председатель комитета по телевидению и средствам массовой информации Американской академии детской и подростковой психиатрии, считает, что не все так просто и далеко не каждый ребенок способен избавиться от страхов, увидев их воочию.
— Гарри волей автора наделен особой силой в борьбе со злом и может использовать ее, — считает Броуди. — Но большинство детей, столкнувшись в жизни с вещами или ситуациями, которых они боятся, пугаются еще больше, и это может стать серьезной психической травмой.
Исследования показывают, что использованный в фильме ход — представление страхов в смешном и нелепом виде — бывает успешным далеко не всегда. Неоднократное взаимодействие с объектом, которого ребенок боится, гораздо важнее, полагает профессор психологии Том Оллендик, который занимается изучением детских страхов и фобий более 30 лет.
— Когда страхи предстают перед ребенком не в его представлении, а в реальности, они нередко исчезают быстрее и надежнее, чем любые их образы, вызванные фантазией, — утверждает профессор.
Многие специалисты вообще скептически оценивают возможности кино в разрешении детских психологических проблем. Профессор психологии Йельского университета Джером Сингер считает, что самые маленькие кинолюбители, напротив, могут быть еще больше напуганы и смущены последними подвигами Гарри Поттера. А Мелисса Колдуэлл, директор исследований Совета родителей по телевидению, уверена, что «смотреть или не смотреть этот фильм детям — такое решение должны принимать родители, знающие своего ребенка».
В отличие от западной прессы никаких дискуссий по поводу нового детского блокбастера у нас нет — ни психологи, ни родители не бьют тревогу, не высказывают опасений, не предостерегают от возможности повредить незрелой психике ребенка показом монстров и уродов. И то сказать, наши дети видят столько живых монстров и моральных уродов по обычных телеканалам, что придуманными страшилищами их вряд ли можно удивить. Может быть, поэтому сага о Гарри в России не пользуется таким бешеным успехом, как за рубежом, а такого явления, как поттеромания, принесшего миллионы долларов издателям и авторам книги и фильмов, у нас так и не появилось.
Источник: Известия Науки