Интервью с Альфонсом Куароном, режиссером третьего фильма о Гарри Поттере

Участница naddy перевела для нас интервью с Альфонсом Куароном, размещенное в New York Times.
Фильм «И твою маму тоже…», который вы написали и поставили вместе с братом, номинирован Academy Awаrd за лучший сценарий. Это был удивительный участник конкурса: снят на испанском и из-за откровенных сцен выпущен вне рейтинга.
«И твою маму тоже…» один из первых нерейтинговых фильмов, которые получили награду за самый оригинальный сценарий от Academy Awаrd. Но много видеомагазинов откажутся продавать нерейтинговый фильм, так что мне пришлось отнести его к категории R (то есть в кинотеатре детям в возрасте меньше 16-17 лет его смотреть можно только в сопровождении взрослых).

И сколько вам пришлось для этого вырезать?

Я отрезал целую связку пенисов. Кастрировал собственный фильм. Это как-то глупо. Глупо, что подросткам разрешают смотреть такие жестокие фильмы как, например, «Ганнибал», а мой фильм – нет.

В Мексике некоторое время фильм даже запретили для определенных аудиторий.

Его не просто запретили в Мексике. Его подвергли цензуре. Детям в возрасте до 18 лет запретили смотреть фильм. Как это лицемерно – нам нельзя показывать фильм о 17-летнем подростке его же сверстникам. Мне следовало предъявить иск мексиканскому правительству за такую систему деления фильмов на категории.

Именно из-за цензуры вы больше не живете в Мексике?

Я уехал после первого фильма – «Love in the Time of Hysteria», в 1991 году. Сейчас я живу в Нью-Йорке, но Америка не моя страна. Я уехал из Мексики, чтобы выжить творчески. Если бы я остался, правительство, которое контролирует кинобизнес, заставило бы меня снимать шоу на телевидении, коммерческие или информационные проекты для того же самого правительства.

Америка стала более свободной в творческом плане?

Это избитая фраза, но американцы слишком благонравны. Они боятся увидеть в своих фильмах секс, но чрезмерно увлекаются насилием. Я мог бы выпустить такую версию «И твою маму тоже…», которая бы удовлетворила американцев, но тогда его длительность не превышала бы 5 минут.

Сняв «И твою маму тоже…», вы наверное очень удивились, когда Worner Brothers предложили вам поработать над Гарри Поттером?

Я был шокирован. Я только-только снял этот сексуальный, скандальный фильм и не понимал, почему мне прислали сценарий. Я не был знаком с миром Гарри Поттера, но потом прочитал книги и увидел возможности. По духу эта работа действительно очень близка к фильму «И твою маму тоже…». В Гарри Поттере показывается, как человек самоутверждается – об этом же и «И твою маму тоже».

Но в фильме «И твою маму тоже…» поднимаются вопросы классов и гомосексуалистов. Неужели в Гарри Потере вы тоже находите политические отголоски?

Да. В Гарри Потере мы тоже сталкиваемся с классами, расизмом, властью. Эта как бы метафора нашего времени. Злой Лорд Волдеморт очень напоминает Саддама Хусейна. Или Джорджа Буша. В действительности они одно и то же. Неплохо бы было отослать их вместе на безлюдный остров немножко расслабиться. Думаю, они все решили бы полюбовно, как в фильме «И твою маму тоже…». И тогда не было бы никакой войны.

Сейчас вы снимаете Гарри Поттера в Лондоне. Проникли ли антиамериканские настроения в Европе с политики в другие сферы? Например, нет ли отрицательное отношения к американским фильмам?

Нет. Люди понимают разницу между американским правительством и Америкой в целом. Я люблю Америку, но не желаю войны. Это не значит, что я стану меньше любить американские фильмы или поп-культуру. Музыка Майлза Дэвиса, романы Скотта Фиджеральда и фильмы Мартина Скосеса не станут от этого хуже. Грустно. После 11 сентября мир распахнул объятья Америке, но и это хорошее отношение начинает испаряться. Но все равно американская поп-культура вызывает уважение. Я не заметил здесь никаких перемен.

И потому сейчас вы снимаете большой студийный фильм, каковым является Гарри Поттер, как бы противопоставив его независимому испанскому «И твою маму тоже…»?

Я просто пытаюсь делать хорошую работу. Очень важно провести черту между политикой и всем остальным. Я против того, как действует мексиканское правительство, но я не нестроен против Мексики, точно так же я люблю Америку, но не соглашаюсь с его правительством. Я пытался показать это раздвоение в «И твою маму тоже…»
Фильм показывает подростка, который выходит из подросткового возраста, точно так же сейчас и страна меняет свой возраст. Вообще в фильме много подрастающего. Я пытался показать это все.

Перевод: naddy
nunaddy(@)rambler.ru